Сколько букв в русском алфавите? Многие ли из ваших знакомых, не задумываясь, правильно ответят на этот вопрос?
Удивительно, но далеко не все люди, говорящие на русском языке, могут с ходу сказать, сколько всего букв в родном алфавите. Вопрос, который вы видите в заглавии этой темы, рассчитан на первоклассников. Однако учителя утверждают, что примерно 60% — 70% взрослых людей отвечают на него неверно!
Многие уверены, что букв 32, возможно, ассоциируя эту цифру с количеством зубов в ротовой полости человека. Некоторые и вовсе путают с другими алфавитами (английским, например) и уверены, что в русском языке 26 букв. Но есть и те, кто думает, что букв гораздо больше – 36. Многочисленные исследования подтвердили, что ошибочно на этот вопрос отвечают не только дети, но и большой процент взрослых. Много не ответивших даже среди студентов-филологов.
Я не удержалась и попробовала задать вопрос о количестве букв в нашем алфавите некоторым своим знакомым, среди которых были взрослые и дети школьного возраста. Да, значительная часть дала неправильный ответ.
На самом деле запомнить это число очень просто: в русском алфавите букв 33.
Не все, конечно же, помнят и историю возникновения алфавита. Хотя большинство знают всё же, что появление алфавита связано с Кириллом и Мефодием. Напомню историю алфавита совсем кратко.
В девятом веке нашей эры братья Кирилл и Мефодий из Салоников (второй по величине город в Греции того времени) упорядочили письменность для славянского языка по приказу византийского императора Михаила III. Кирилл и Мефодий должны были создать алфавит, приспособленный для славянских языков, и с использованием его перевести с греческого на какой-либо славянский язык христианские богослужебные книги.
Оригинальные письменные памятники эпохи Кирилла и Мефодия не сохранились. Теперь известны лишь более поздние, не ранее X века, копии с них. Оказалось, к тому же, что написаны они не одной, а двумя азбуками. Одна из них называется кириллица, другая — глаголица. Азбуки эти имели, в общем, одинаковый состав, тот же порядок и одинаковые названия букв, но резко различались начертанием букв.
Кириллица была проще глаголицы. И глаголица скоро почти полностью вышла из употребления. Но до сих пор ведутся споры, какую именно азбуку создали Кирилл и Мефодий – глаголицу или кириллицу. Несомненно лишь то, что одну из этих азбук стали называть в честь Кирилла.
В память о великом деле Кирилла и Мефодия 24 мая во всем мире празднуется День славянской письменности.
Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка. Так что наша азбука – “дочка” греческого алфавита.
Многие наши буквы созданы на основе греческих, поэтому они и с виду на них похожи.
Конечно, написание букв со временем сильно изменилось, некоторые буквы исчезли, но основа алфавита осталась.
После появления кириллицы, восходящей к греческому уставному (торжественному) письму, развивается деятельность болгарской школы книжников (после Кирилла и Мефодия). Болгария становится центром распространения славянской письменности. Здесь создаётся первая славянская книжная школа – Преславская книжная школа, в которой переписываются кирилло-мефодиевские оригиналы богослужебных книг (Евангелие, Псалтирь, Апостол, церковные службы), делаются новые славянские переводы с греческого языка, появляются оригинальные произведения на старославянском языке («О письменехъ Чрьноризца Храбра»). Позже старославянский язык проникает в Сербию, а в конце X века становится языком церкви в Древней Руси.
Алфавит стал популярен после принятия христианства Киевской Русью в 988 году.
Таким образом, современный русский алфавит произошёл от кириллицы старославянского языка, которая была заимствована у болгарской кириллицы и получила распространение в Древнерусском государстве.
Считается, что изначально в алфавит входило 43 буквы, некоторые из которых исчезали полностью (поскольку соответствующие звуки никто уже не произносил), а на их место приходили новые буквы. Впрочем, все это происходило на протяжении столетий.
Позже добавились 4 новые буквы, а 14 старых были в разное время исключены за ненадобностью, так как соответствующие звуки исчезли. В таком виде русская азбука пребывала до реформ Петра I в 1708–1711 годах (а церковнославянская такова и поныне).
Впоследствии некоторые упразднённые буквы восстанавливались и отменялись вновь. К 1917 году алфавит пришёл в 35-буквенном (официально; фактически букв было 37) составе: А, Б, В, Г, Д, Е, (Ё отдельной буквой не считалась), Ж, З, И, (Й отдельной буквой не считалась). Последняя крупная реформа письменности была проведена в 1917-1918 годах – в результате неё появился нынешний русский алфавит, состоящий из 33 букв.
Число букв сократилось, упростили названия букв ( вместо «аз», «буки», «веди» – «а», «бэ», «ве»), перестали писать «ъ» в конце слова. Осваивать грамоту стало гораздо легче.
Зачем я так много пишу об алфавите?
Нет необходимости разъяснять значение алфавита в нашей жизни. Каждый хотя бы раз держал в руках справочник, обращался к словарям. Работа с литературой такого рода очень трудна и даже невозможна без свободного владения алфавитом. В телефонной книге все записано в алфавитном порядке. Приходя в библиотеку или составляя собственную
библиотечку дома, тоже не обойтись без знания алфавита. Этот список можно продолжать до бесконечности.
Алфавит – это система, порядок. А что даёт такая система? Прежде всего, экономию времени. И это уже немало в наш стремительный век.
А помните, как вы учили алфавит в школьные годы? Не всем повезло иметь отличную память, для некоторых запоминание алфавита было делом нелёгким. Так как же помочь своему ребёнку выучить буквы, запомнить алфавит, научиться читать? Ответ прост – конечно, в игровой форме. И изучать алфавит можно начинать задолго до школы.
А почему бы и нет? Ведь вошло же у нас в моду изучение иностранных языков с раннего детства. Так чем же наш родной «великий и могучий» язык хуже?
В обучении вам может помочь «Азбука в загадках» и цветные книжки-раскраски с картинками и буквами. Вот и получается, без книг мы никуда…
Есть «Азбука в загадках» и у меня. Попробуйте загадать несколько моих загадок своему малышу:
Азбука в загадках
Я оранжевый, душистый,
А мой бок слегка пушистый.
Привлекаю пчёл и ос –
Спелый, сладкий (абрикос).
Брёвна, веточки везде –
Строим домик на воде.
Хоть зубасты, но добры.
Мы – не волки, мы – (бобры).
Я и в море, я и в речке,
Я и в чайнике на печке.
Без меня вы – никуда,
Очень всем нужна (вода)!
Это – домик для машины.
Инструменты здесь и шины,
И замок – безмолвный страж.
А зовётся дом – (гараж).
Старый дед идёт с корзиной.
За калиной? За малиной?
Под берёзой, под дубочком
Ищет дедушка (грибочки).
Добрей дедули нет на свете –
Приносит он подарки детям!
Румяны щёки, красный нос –
С мешком шагает (Дед Мороз).
Дина Нагорнова